Новые способы обучения

Какой язык нужно выучить?

Отвечая на этот вопрос, нужно определить цель: для чего мне нужен английский язык? Если, к примеру, вы собираетесь сдавать TOEFL...

Вдохновитель новейших способов

О стремительных методах изучения иностранному языку отдельные языковеды думали еще в советские времена. Вдохновителем разработчиков новейших способов стал болгарский психотерапевт Г.Лозанов, посетивший совместно со своими сотрудниками Столичный ВУЗ иностранных языков им.Мориса Тореза в конце 60-х годов. Лозанов показал, как с помощью системы психологических способов - внушения, привлечения интереса и пр. - можно учить иностранному языку за 24 дня. По истечении данного срока воспитанники Лозанова действительно начинали свободно разговаривать и читать. "Его уроки преобразовывались в очень интересные театральные спектакли.


Отличие от обычных способов было в том, что преподаватель относился к своим воспитанникам как к приятелям и партнерам", - говорит Галина Китайгородская, декан гуманитарного факультета Интернационального института, в те времена аспирантка иняза. Способом Лозанова серьезно были заинтересованы 2 человека: Галина Китайгородская и педагог иняза Игорь Шехтер. Позднее Китайгородская прошла стажировку у Лозанова, Шехтер съездил к нему для обмена опытом в составе русской делегации. Но сделанные ими способы, позволяющие учить языку в максимально короткие сроки, содержали в себе только составляющие лозановской суггестопедии.


Шехтер исходил из того, что разговаривать на любом языке - природное качество человека, потому никак не предвидел надобности в исследовании грамматики. Основная составляющая обучения "по Шехтеру" - диалоги в группе, и задача педагога - хорошо их организовать. (Полный отказ от грамматики, впрочем, давал перебои. В Лингвистической школе общения "Система-3", сделанной в начале 90-х и работающей "по Шехтеру", меж 3-мя уровнями изучения языка стали вводить так называемые грамматические сессии: в течение нескольких уроков учащиеся зазубривают правила.) Китайгородская еще делала упор на формирование разговорной речи, однако никак не отказывалась от грамматики, которую употребляла для обобщения пройденного материала. Как и Лозанов, роль педагога она видела в ином: своим артистизмом "заразить" учащихся, превращая любой урок в театральное зрелище, которое запоминается если не на всю жизнь, то надолго.